Общероссийская общественная организация «Общество гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей»

Храм в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы

Храм в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы – памятник к 100-летию санитарно- эпидемиологической службы России

Благодарим каждого, кто вносит посильное пожертвование, участвуя в строительстве храма.

Только вместе мы сможем завершить это благое дело!

 

В 2022 году исполняется 100 лет государственной санитарно-эпидемиологической службе нашей страны. Издавна на Руси существует благочестивая традиция в честь знаменательных событий возводить памятники особого рода, наполненные духовным содержанием и обращённые не только к прошлому, но и к будущему, – православные храмы. Многие из них построены на территориях ныне действующих учреждений науки и здравоохранения, символизируя глубокое уважение народа к врачевателям и попечение о здоровье не только телесном, но и нравственном.

История санитарно-эпидемиологической службы, неразрывно связанная с историей Отечества, сохранила имена деятелей медицинской науки, здравоохранения, благодаря подвигу которых были одержаны победы в войне с грозными заболеваниями. В борьбе за жизнь и здоровье людей объединялись учёные, медики, государственные и общественные деятели, многие из которых впоследствии были канонизированы Русской Православной Церковью.

В этот юбилейный для санитарно-эпидемиологической службы нашей страны год Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил строительство храма-памятника в честь Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери, которая, по преданию, стала избавительницей от эпидемии чумы, свирепствовавшей на Руси в середине XVII века.

Перед иконой молятся о спасении от вредоносных поветрий, сохранении от иноземного нашествия, о помощи в пути, о путешествующих, о помощи заблудшим и потерявшим цель в жизни, о покровительстве вдов и сирот, об исцелении болезней глаз.

Иконографический тип чудотворной Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери, пребывающей в Петропавловском соборе г. Казани, – практически точный вариант извода Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», что означает «Указующая путь», «Путеводительница». Это один из наиболее распространённых типов изображения Пресвятой Богородицы с Богомладенцем.

Подробно об истории, иконографии и почитании этого образа рассказал архимандрит Лаврентий в своём труде «Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой «Смоленская» (Казань, 1858). Современная информация представлена в книге Бусевой-Давыдовой И.Л. «Чудотворная икона Византии и Древней Руси» (М., 1996) и других изданиях.

Смоленская Седмиезерная икона Божией Матери
Смоленская Седмиезерная икона Божией Матери

Празднование Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери совершается Русской Православной Церковью 9 июля (26 июня старого стиля) в честь спасения Казани от чумы в 1654–1656 гг., 10 августа (28 июля старого стиля) в день празднования Смоленской иконы Божией Матери и в честь спасения Казани от чумы в 1771 г., 26 октября (13 октября старого стиля) в день принесения иконы Смоленской иконы Божией Матери Евфимием Великим в место уединения (семь озёр), где впоследствии была основания Седмиезерная пустынь.

Следуя традиции, у истоков которой стояли российские врачи, государственные деятели, меценаты, и в соответствии решением, принятым на заседании Правления (протокол от 21 марта 2022 г.), Общероссийская общественная организация «Общество гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей» выразила готовность стать организатором строительства храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы, которое будет осуществляться за счёт добровольных пожертвований.

В соответствии с действующим законодательством по результатам проведённых экспертиз и на основании разрешительных документов было принято решение о возведении храма на территории ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора по адресу: Московская область, городской округ Мытищи, город Мытищи, ул. Семашко, дом 2.

Проект храма, Главным архитектором которого является основатель и творческий руководитель Архитектурно-художественного центра Московской Патриархии, член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Николаевич Оболенский, имеет черты неорусского стиля – одного из ярких направлений отечественной архитектуры.

Проект Храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы
Архитектурно-градостроительное решение нового строительства православного храма на 300 прихожан по адресу: МО, г. Мытищи, ул. Семашко, д. 2, территория ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора. Регламентный буклет.

Неорусский стиль в церковной архитектуре интерпретировал мотивы древнерусского искусства, элементы европейского романтизма и прообразы построек домонгольского периода. Выдающуюся роль в формировании стиля сыграл архитектор Алексей Викторович Щусев. Храмовую архитектуру в неорусском стиле того периода отличает ряд особенностей. Это связь древних традиций с появившимся модерном и раскрытие новых черт, ставших выражением самобытного сознания. В рамках этого стиля архитекторы использовали обобщённые мотивы, творческую стилизацию прототипа и вместо точного копирования соблюдали лишь основные принципы образования форм, объёмов, сочетали пластическую архитектурную массу с отдельно прорисованными деталями. Баланс, равновесие разных по стилистике компонентов даёт архитектуре неорусского стиля ни с чем не сравнимый эмоциональный настрой.

Неорусский стиль, получивший своё выражение не только в храмовой, но и в гражданской архитектуре, имеет ощутимую связь с философией и религией, предполагающую возможность единения представителей самых разных социальных групп и традиций, но обладающих общими этическими ценностями, при помощи православия, причём не только собственно мистической его составляющей, но и нравственных постулатов, общечеловеческих ценностей, понятных человеку независимо от религиозных убеждений или их отсутствия.

Одним из ярких мастеров, развивавших это архитектурное направление, был Андрей Петрович Аплаксин (1879–1931), известный преимущественно как автор храмов в неорусском стиле, построенных в Петербурге в конце 1900 х – начале 1910 х годов. В произведениях этого мастера исследователи отмечают влияние работ лидера неорусского стиля В.А. Покровского и одновременное ярко выраженное своеобразие: редкую декоративную лапидарность, отсутствие «боязни пустых мест», геометризм объёмов, а метод зодчего характеризуют как контрастное столкновение различных по геометрии форм.

Проект Вышневолоцкого подворья
А.П. Аплаксин. Проект Вышневолоцкого подворья. 1910 г.
Проект Кашинского подворья
А.П. Аплаксин. Проект Кашинского подворья. 1906 г.

Мы видим, что своим обликом храм в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы на территории ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора будет продолжать традицию, заложенную выдающимися отечественными зодчими, творившими в неорусском стиле.

На примере многих городов и в нашей стране, и за рубежом можно наблюдать, как храмовые сооружения, построенные в этом стиле, органично вписались в парадигму гражданской архитектуры конца XIХ – начала XX веков. Неорусский стиль, оказавшись одним из наиболее универсальных, продолжает оставаться таковым и успешно используется в разных интерпретациях в современной церковной архитектуре.

Основные корпуса Института им. Ф.Ф. Эрисмана на ул. Семашко, д. 2, построены конце 60-х – 70-х годах XX века как типичные представители советской архитектуры того периода – аскетичные, выверенные по пропорциям и функциональные и при этом не лишённые индивидуальности.

Парковая зона ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора
Парковая зона. Слева – здание клиники, справа – главный корпус ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

Здания ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» и прилегающий обширный парк, где представлены хвойные и лиственные деревья, кустарники, травянистые растения средней полосы России, станут фоном для будущего храма. Основной цвет, выделяющий храм на фоне строений и парковой зоны в любое время года, – белый. Это абсолютный акцент и одновременно универсальный фон для декоративных элементов будущего храма, о которых следует сказать отдельно. Проектом предусмотрены вставки, на фасаде, выполненные в технике майолики и мозаич¬ные панно. Это традиционные приёмы оформления храмов в неорусском стиле.

Фотомонтаж Храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы
Фотомонтаж
Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения Храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы. Лист 27
Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения храма на территории ФБУН «ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора. Лист 27.

Мелкая расстекловка окон также характерна для зданий в неорусском стиле, вышедшем из модерна и вобравшем многие его выразительные черты.

Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения Храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы. Лист 14
Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения храма на территории ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора. Лист 14.

Проект храма отличает отточенность и одновременная живописность линий. Волнообразная кровля даёт отсылку к одной из отличительных черт архитектуры модерна, воспринятую неорусским стилем.

Цилиндрический барабан центральной главы увенчан куполом-луковицей с явно выраженными рёбрами. Это придаёт особую оригинальность архитектурному решению, поскольку, как можно наблюдать на множестве примеров, купола такого строения нечасто встречались в небольших храмах неорусского стиля.

Композиция храмового здания выглядит в полной мере градостроительно оправданной, что подтверждено авторитетной комиссией и закреплено в соответствующих документах.

Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения Храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы. Лист 6 Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения Храма в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы. Лист 12
Регламентный буклет архитектурно-градостроительного решения храма на территории ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана Роспотребнадзора. Лист 6, лист 12

В заключение предлагаем ознакомиться с выдержками из Регламентного буклета, которые дают представление о технической составляющей проекта, масштабе предстоящего строительства, уровне оснащения, безопасности и интеграции храмового здания в существующую среду.

Пояснительная записка. Храм в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы. Лист 30Пояснительная записка. Храм в честь Смоленской Седмиезерной иконы Пресвятой Богородицы. Лист 31Е. Аристов