Общероссийская общественная организация «Общество гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей»

Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия»

Седмиезерная икона Смоленской Божией Матери. Петропавловский собор г. Казань
Седмиезерная икона Смоленской Божией Матери
Конец XVI – начало XVII в.в. (?)
Риза – последняя треть ХХ в.
(Петропавловский собор г. Казань)
Седмиезерная икона Смоленской Божией Матери. XIX в.
Седмиезерная икона Божией Матери
XIX в.

На протяжении всей истории человечество искало средства борьбы с различными болезнями. Особенно остро этот вопрос встал в средние века, когда в связи с появлением крупных городов увеличилась опасность вымирания большого количества людей от холеры, оспы, кишечных инфекций, тифа, малярии, чумы и других опасных заболеваний, уносивших жизни многих тысяч людей.

Даже в начале XX от инфекционных заболеваний в городах, в связи с отсутствием элементарных правил гигиены в использовании водных ресурсов, отсутствием контроля и санитарных служб умирали сотни тысяч людей. Россия стояла на одном из первых мест среди европейских стран по уровню заболеваемости и смертности.

Поиск причин, предупреждение и борьба с эпидемиями стали основной задачей для сохранения жизни и здоровья людей. Самой трудной являлась борьба с эпидемиями, когда требовались титанические усилия науки, врачей и всего общества. Ученые, врачи, организаторы противоэпидемических мероприятий подчас ценой своей жизни боролись с опасными заболеваниями. Это яркий пример служения людям в выполнении своего долга.

Но мы знаем и другие примеры избавления людей от опасных заболеваний и даже смерти. Евангелие повествует о многочисленных исцелениях, совершенных Иисусом Христом. Вера в Его спасительную Силу, мольбы избавляли людей от страданий и страха смерти. История Православия знает тысячи примеров чудотворения и исцелений, когда в самые трудные времена бедствий, войн, эпидемий, по милосердию и человеколюбию приходила помощь от икон Царицы Небесной, Пресвятой Богородицы, Матери Божией, заступницы и покровительницы людей пред лицем Господа.

В июне 1654 года в Москве случилась эпидемия чумы, постепенно перешедшая из столицы в Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Казань и прочие города. Смертность была столь велика, что погребать трупы было некому, они пожирались собаками. Население из городов бежало в леса и пустынные местности.

По летописным преданиям в Казани от болезни умерли более 40 тысяч человек. Город погибал и помощи было ждать неоткуда. Однако, эпидемия была остановлена совершенно чудесным образом. Когда власти и жители Казани в едином молитвенном порыве обратились к чудотворной иконе Божией Матери, принесенной из Седмиезерной пустыни. И болезнь отступила.

В 2022 году Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает 100-летие со дня своего официального основания. Однако, мы знаем, что намного раньше началась научная, практическая и жертвенная работа многих врачей и ученых мужей на ниве сохранения жизни наших соотечественников, а также предупреждения и профилактики инфекционных заболеваний.

История нашей санитарно-эпидемиологической службы свидетельствует об успехах и достижениях наших ветеранов и героев. И сегодня, в этот юбилейный год, просим принять решение о пожертвовании и увековечению их заслуг через строительство храма-памятника в честь Седмиезерной иконы Божией Матери. Верим, что этот храм будет символом жертвенного служения нашему Отечеству и народу. А всем нам даст духовные и физические силы, опираясь на крепкий фундамент, заложенный тружениками нашей Службы, продолжать очень важное дело по сохранению здоровья всего человечества.

История свидетельствует, что когда мы все вместе, и даже в самые трудные времена строились храмы на земле русской!

Описание избавления жителей Казани от эпидемий заступничеством чудотворного образа Седмиезерной иконы Божией Матери

В 1654 г. для избавления от эпидемии властями города было решено принести из Седмиезерной пустыни в Казань икону, уже прославившуюся своими чудесами.

Депутация жителей Казани во главе с игуменом Пахомием отправилась в пустынь. На другой день, совершив Божественную Литургию, игумен возглавил крестный ход с чудотворной иконой в Казань.

В ночь перед этим инокине Казанского монастыря Мавре в сонном видении явился старец в архиерейском облачении. Старец во все был подобен святителю Николаю Чудотворцу. Он строго наказал, передать всем городским воеводам и градоначальникам, чтоб оповестили всех жителей выдержать недельный пост. Покаяться в грехах и усердно молиться Божией Матери.

В первый день инокиня из робости не исполнила данного ей наказа, а после повторного появления ей старца, она сделал все, как ей было сказано.

Все жители Казани, от мала до велика, крестным ходом с Казанской иконой Божией Матери, вышли навстречу Седмиезерной иконе, за две версты от города. Преклонив колена, это великое множество людей вместе с духовенством молилось и плакало, взывая ко Пресвятой Богородице. Трогательное это было зрелище.

Владычице мира, спаси нас, погибаем от множества грехов наших; прогневали мы Сына Твоего, Христа Бога нашего, множеством неправд наших.

В тот же день на месте сретения иконы был водружен крест и устроена часовня. (Впоследствии на этом месте около 1688 года был основан казанский Кизический в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужской монастырь).

Чудотворная Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери была крестным ходом обнесена вокруг Казани, затем внесена в город через Воскресенские ворота, а затем святыня была поставлена в Благовещенском соборе Богородицкого монастыря для поклонения. Люди шли нескончаемым потоком, чтобы приложиться к образу и вознести молитвы. Во время крестного хода было чудное знамение: вокруг города собрались темные тучи, а над городом было совершенно чистое небо. Это было воспринято как предзнаменование милости Божией заступлением Царицы Небесной.

Жители Казани начали носить икону по домам, и по предстательству Пресвятой Богородицы болезнь в городе прекратилась. После недельного пребывания иконы в Казани монахи Седмиезерной пустыни попросили возвратить её обратно в монастырь. Казанцы устремились в храм, чтобы совершить молебен и попрощаться с заступницей. После совершения Всенощного бдения люди стали поднимать икону, но вдруг забушевала буря, наступила темнота, пошёл дождь и снег. Когда всё стихло, люди увидели, что правая рука Богородицы на иконе изменила свое положение, — она была изображена в виде благословляющего перстосложения. Жители предположили, что Богородице ещё не настало время уйти из Казани, и чудотворная икона оставалась целый год в городе. (Празднование этого события в РПЦ – 26 июня – спасение Казани от морового поветрия 1654-1956 г. г.).

В 1655 году сам митрополит препроводил икону в Седмиезерную пустынь, однако на следующий год чума снова появилась в Казани и свирепствовала ещё больше. Летом эпидемия снова повторилась. Оба раза жители приносили из Седмиезерной пустыни икону Богородицы, и это спасало город от язвы.

В 1771 году чума снова появилась в Москве и в Казани. Жители снова прибегли к помощи своей иконы и обнесли её вокруг города и по всем домам в нём, после чего чума снова прекратилась. (Празднование в РПЦ – 28 июля – празднование Смоленской иконе Божией Матери, а также спасение Казани от чумы в 1771 году).

В 1804 году от Седмиезерной иконы совершилось исцеление коменданта Казани генерала Кастелия от болезни в ногах. Из записей о чудесах этой иконы явствует, что около неё в молитвах исцелялись слепые, парализованные, бесноватые.

Почитание этой иконы также связано с памятью преподобного Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровской пустыни, наместника Седмиезерной Богородицкой пустыни. 7 ноября 1883 года иеромонаха Тихона (Зырянова) перевели в Седмиезерную Богородичную пустынь духовником братии. С 1883 по 1908 год он много проводил крестных ходов и молебнов по окрестным сёлам с чудотворной иконой. Одно из чудес он описал своему келейнику. Летом, в три часа пополудни, когда молебен уже подходил к концу, иеромонах Тихон взял в руки чудотворную икону, вознёс её над головой, чтобы благословить народ. Но у послушников и прихожан были испуганные лица. Они упали на колени и взывали: «Господи, помилуй! Пресвятая Богородица, спаси нас! Не оставляй нас!» Он видел, что весь воздух вокруг стал розовым. По окончании молебна иеромонах Тихон узнал, что во время чтения молитвы икона начала мерцать и сиять — вокруг неё был сияющий венец, а когда он стал благословлять народ, все увидели, что сияющий венец стал огромным и покрыл и иеромонаха Тихона, всё вокруг изменилось. Народ и послушники поняли, что икона «уходит», исчезает и начали молить её остаться. Видя много чудес от иконы, иеромонах Тихон думал о том, как жить в Боге, чтобы приблизиться к его любви и просил себе болезни. Вскоре по стечению обстоятельств иеромонах Тихон тяжело заболел и лежал в голоде и парализованным пять лет, принял схиму и стал старцем Гавриилом. Когда силы немного вернулись, старец Гавриил организовал строительство храма в Седмиезерной пустыни в память преподобного Евфимия Великого (небесного покровителя основателя Седмиезерной Богородицкой пустыни монаха Евфимия) и святителя Тихона Задонского (своего небесного покровителя). 16 октября 1899 года храм был освящён. В 1902 году старец Гавриил был назначен наместником Седмиезерной пустыни.

По сей день чудотворная Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери совершает чудеса исцелений. Поклониться иконе едут люди со всех уголков России и зарубежья, простые люди и знаменитости. Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери изливает чудеса исцелений, волею Царицы Небесной, независимо от возраста, ранга, вероисповедания, всем, с верою к ней притекающим.

История образа

По преданию, изначально эта икона Смоленской Божией Матери была родительским благословением иноку Евфимию. Евфимий родился в конце XVI века в городе Великий Устюг Вологодской губернии в небогатой семье. С юный лет он почувствовал в себе стремление к подвигам духовным. Душой стремился к монашеству, в юности оставил родительский дом, взяв благословение родителей — Смоленскую икону, ушёл в монастырь. Когда родители умерли, он похоронил их и с братом ушёл в Казань. В 1615 году в 17 вёрстах от Казани монах Евфимий нашел тайное глухое место, окружённое семью озёрами (впоследствии эти семь озёр стали одним большим озером) и основал монастырь. Так икона и монашеская пустынь, основанная монахом Евфимием, стали называться Седмиезерными.

(Празднование этого события в Русской Православной Церкви – принесения Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери в основанную Евфимием пустынь - 13 октября).

Выбрав это место, Евфимий усердно помолился Богу и при наступлении ночи уснул. Во сне он увидел огонь, восходивший на небо от того места, где он спал. Евфимий счел сон счастливым знамением и водрузил там крест, а близ него поставил себе келью, и зажил со Смоленской иконой Божией Материи в посте и молитве.

Недалеко от келии стоял дуб, почитавшийся окрестными черемисами священным. Здесь они приносили жертвы — заколали коней и волов и вешали кожи на дереве. Евфимий молил Бога положить конец этой мерзости, и налетевшая буря разрушила дуб.

Слухи о благочестивой жизни Евфимия собрали к нему братию. Сам же Евфимий был взят в Казанский митрополичий дом, куда он перенес с собой и икону. Братия продолжала обращаться к нему за советами, так как он, не живя в пустыни, по-прежнему был начальником и попечителем об их нуждах.

Как ни дорожил Евфимий Смоленской иконой — родительским своим благословением, однако он по любви своей к братии решил расстаться с ней и благословить ею пустынь (около 1627 г.). По желанию митрополита Матфея собралось казанское духовенство, чтобы проводить икону. Когда был отслужен молебен, митрополит, преклонив колени, воскликнул:

- Ты отходишь от нас, Госпожа наша! Благослови пустынь, в которую идешь Ты, и спаси обитающих в ней. Но с ними призирай и нас милостиво, ибо вся страна наша, Владычице, на имя Твое уповает!

Митрополит велел священнику с двумя дьяконами провожать икону до пустыни, а за ними пошли многие граждане и по усердию к Царице Небесной, и из желания видеть вновь возникший монастырь. Во время путешествия некоторые уставали, но как только начинали нести икону, усталость прекращалась. Икона радостно была встречена братией обители. Народ после этого стал ходить на поклонение святыне и приносить пожертвования на пустынь. Деревянный храм был заменен каменным, учреждено игуменство и воздвигнут другой храм во имя Седмиезерной Смоленской иконы, которая там была поставлена слева от царских врат.

(Более подробно об этом написано в книге архимандрита Лаврентия «Сказание о Седмиезерной Богородицкой Пустыни Казанской епархии и о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, называемой «Смоленская», изданной в Казани в 1858 году).

В 1926 году обитель - Седмиезерный Богородицкий монастырь -, основанная Евфимием, была закрыта. В 1997 году монастырь возвращен Казанской епархии. Сейчас ведется восстановление древнего мужского монастыря, его храмов.

Главной святыней восстанавливающегося Седмиезерного Богородицкого монастыря является чудотворный список Седмиезерной иконы. Сама чудотворная Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери пребывает в Петропавловском соборе Казани.

Извод Седмиезерной иконы Божией матери

(Седмиозерная, Седмиезерская, Семиозерская, Семиезерская)

Иконографический тип чудотворной Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери, пребывающей в Петропавловском соборе г. Казань – практически точный вариант извода Смоленской иконы Божией матери «Одигитрия», что означает «Указующая путь», «Путеводительница» - один из наиболее распространенных типов изображения типов изображения Пресвятой Богородицы с Богомладенцем (см. фото № 1).

Различие Седмиезерских икон последующих времен – в жесте правой руки Богородицы. На иконе Евфимия Великого жест Божией Матери – это поднятая вверх правая ладонь, в легком ракурсе обращенная внутренней стороной к Младенцу, без соединения пальцев между собой. Очевидно, речь идет о древнем перстосложении, которое не должно было повторять архиерейское благословение; это ладонь праведника, открытая молящемуся. На иконах Седмиезерной иконы Божией матери правая рука Божией матери изображена в благословляющем перстосложении (т.е. со сложенными перстами, см. фото № 2).

Кроме того, в написании списков Седмиезерной иконы Божией Матери начиная с XIX века используется топонимическое надписание «Седмиезерная»; оно расположено, как правило, над правым плечом Пресвятой Богородицы.

Очень интересно одно из описаний особенностей Седмиезерной иконы Божией Матери: «… Лице на шуюю страну, у десницы Ея персты сложены благословящего креста, на шуице же Христос держим, благословения дая, а в шуице держаще свиток. Лицы их венцы особь отделистася»1.

Празднование Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери

Празднование Седмиезерной Смоленской иконы Божией Матери совершается:

  • 26 июня/9 июля в честь спасения Казани от чумы в 1654-1656 г. г.;
  • 28 июля/10 августа в день празднования Смоленской иконы Божией Матери и в честь спасения Казани от чумы в 1771 г.;
  • 13/26 октября в день принесения иконы Смоленской иконы Божией матери Евфимием Великим в место уединения (7 озер), где впоследствии была основания Седмиезерная пустынь.

Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери принадлежит к числу икон, пользующихся чрезвычайным почитанием в местах ее нахождения. День празднования в честь нее является торжеством не только для Седмиезерной пустыни и Казани, но и для всего Прикамского Поволжья. Седмиезерная Смоленская икона Божией Матери – величайшая святыня Татарстана, почитаемая наравне с Казанской иконой Пресвятой Богородицы.

Чудотворная икона пребывает в Петропавловском соборе г. Казань.

Молитвенная традиция:

Перед иконой молятся о спасении от вредоносных поветрий, сохранении от иноземного нашествия, о помощи в пути, о путешествующих, о помощи заблудшим и потерявшим цель в жизни, о покровительстве вдов и сирот, об исцелении болезней глаз.